Галерея terijoki.spb.ru  

Начало / Современный Зеленогорск / Прогулки по Зеленогорску и его окрестностям / Келломяки (Комарово) / Комаровские дачи / ул. Морская / Дача Папмеля/Бательта, участок 240 66

Первоначальный владелец дачи, по заказу которого она была построена по проекту архитектора Ф. Ф. Миритца, - Эдуард Эдуардович Папмель-старший (1860 СПб—1956 Берлин).

По документам участок "Белрест" с кадастровым номером 2-40 был приобретен Э. Папмелем в 1903 г., но фактически дом на участке, как следует из свидетельства из брошюры архитектурно-строительной конторы Ф. Миритца, был построен уже в 1901 г.

Эдуард Эдуардович Папмель-старший учился в гимназии Видеманна в 1868-1874 гг., в Петришуле в 1875-1878 гг. Высшее образование получил в Риге в 1878-1881 гг. как инженер-механик и в 1882-1885 гг. (магистратура?) как управленец.
В 1900-1908 гг. доверенный комисс. конторы «Дж. М. Сумнер и К°» - по поставкам промышленного оборудования и гидравлических котлов ткацким и бумажным предприятиям. Одновременно в 1905-1908 гг. зам.директора фабрики в Кексгольме.
С 1908 г. служил директором и управляющим на Сахарных заводах Л. Кёниг в С.-Петербурге и Харькове.
Первая жена с 1886 г. Изабелла (урожд. Стивенсон), умерла в 1907г. в Келломяках.
Вторая с 1908 г. Марта-Эльза (урожд. Фе) (1881—1972 Берлин)

Служба Э. Э. Папмеля в фирме «Л. Кёниг» совершенно не случайна, фактически это была одна семья. Его дед - Карл-Август Диниэлевич Папмель (1787—1842 СПб) - купец-сахаровар, владелец сахарного завода в С.-Петербурге. К нему на завод в 1837 г. поступил сын булочника Леопольд Егорович Кёниг, будущий «сахарный король». Через 5 лет он стал первым помощником хозяина. В 1846 г. после смерти Карла Папмеля, Леопольд Егорович Кёниг женился на дочери своего бывшего хозяина Каролине Папмель (1828 СПб—1894 СПб), а в 1848 г. с помощью новой родни он купил свой первый собственный сахарный завод.
Семьи Папмель и Кёниг еще дважды пересеклись на сыне Карла-Августа, Эдуарде.
Эдуард Карлович Пампель (Эдуард-Фридрих, сын Карла-Августа) (1835 СПб—1900 СПб Волковское лютеранское кл.). Первая жена с 1859 г. Генриэтта-Доротея (урожд. Кёниг) (1840 СПб—1862 СПб). Вторая жена с 1863 г. Амалия-Флорентина (Флора Егоровна) (урожд. Кёниг) (1836 СПб—1913 СПб) - старшая сестра первой.
Э. К. Папмель - Фридрихсгамский купец, совладелец машиностроительной фабрики и верфи "Бутц и Папмель" на Уральской ул. 3-4-6. В 1878-1900 гг. почетный директор Пенсионной кассы лютеранского прихода.
Также в С.-Петербурге были известны другие дети Карла-Августа Папмеля: Александр Карлович, почетный член совета страхового 0бщества "Русский Ллойд" и его дети; Фридрих-Эрнест-Леопольд Карлович, теолог и преподаватель, и его дети; Эрнест-Александр Карлович, член совета директоров пив.завода "Бавария" и его жена Александра Львовна (урожд. кн.Гольцына).

В 1918 г. Э. Э. Папмель эмигрировал в Ригу, в 1919 г. - в Германию, где работал на различных предприятиях по специальности (в т.ч. на фирме Сименс).

Э.Э.Папмель-ст. продал дачу Бательту между 1907 и 1913 гг, участок №240 по карте Келломяк И. Владимирова 1913 г.

После семьи Папмель дачей владел Александр-Альберт Иванович Бательт (1872-?), австро-венгерский подданный, перешел в русское подданство. Прибыл с младшим братом Гуго в С.-Петербург из Лифляндии и около 1897-1898 гг. открыл посредническую и агентскую контору, был представителем нескольких торговых фирм, продававших все от белья и галантереи до коксующегося угля и металлов. Кроме того, с 1910-х гг. был членом совета директоров галантерейно-трикотажной фирмы АО «В.П.Керстен».
В 1899 г. его женой стала Берта-Матильда-Катарина (урожд. Германн); семеро дети со сложными именами (5 указаны в объявлении от 1913 г.). Брак регистрировался дважды, 02.12.1899 в С.-Петербургской Анненкирхе и 09.01.1900 в Выборге по православному обряду (хотя оба супруга лютеране).

Гуго-Август Иванович Бательт (1882–1949 Хямеенлинна), австро-венгерский подданный. Занимался агентской и комиссионерской деятельностью «при старшем брате», в 1910-х гг. управлял конторой брата «А.И.Бательт». После революции оказался с семьей в Финляндии. Согласно финским источникам, в 1919 г. приехал в Хямеенлинну и «основал здесь успешную мужскую парикмахерскую, к которой позже присоединилась женская». Был успешным предпринимателем.
В 1907 г. его женой стала Берта (урожд. Фишер). На фото семейного места Бательтов на кладбище Хямеенлинны видны имена самого Гуго, его жены Берты, ее родственницы Жаннетт Фишер и др.
Известны их дочери Евгения-Берта (в замуж. Хюдениус) (1908-1994) и Ольга-Берта (в замуж. Пайнилайнен). Также на памятнике читается сын/дочь Ирмгард (?-1989) и др. (которые есть в подписи к некрологу Гуго Бательта).

В советское время на территории бывшей дачи Бательта был пионерский лагерь. После закрытия лагеря в здании жил мужчина с коровой Зорькой...
Дача сгорела 24 июня 2012 года.
В августе 2019 г. участок был полностью расчищен от руин сгоревшего здания.

Фотографии Елены Травиной, Кирилла Никитина, Елизаветы Беляевой (2011 год), Александры Поляновской (2011 год), mborgali, П. Корвенкюля, В. Мудрова, из архива Л. В. Балмасовой.
Последнее обновление: 01.07.2022 г.

У дачника Эдуарда Эдуардовича Папмеля-ст. и его первой жены Изабеллы Стивенсон был сын с выдающимися способностями и непростой судьбой.

Эдуард Эдуардович Папмель-младший (1887 СПб—1952 Ленинград) инженер-судостроитель, конструктор, изобретатель.
Окончил в Германии в г.Мидвейде высшее судостроительное техническое учебное заведение. С 1911 г. начал службу инженером на заводе "Г.Лесснер" в С.-Петербурге, затем поступил на завод Беккера в Ревеле. Работал в аэродинамической лаборатории Петроградского Политехнического института (на 1917 г.), в Совнархозе Северного района, в КБ судостроительного отдела Путиловского завода, в 1920-х гг. на Северной судостроительной верфи – ведущий инженер машинстр.-техн.конторы. В 1927 г. он спроектировал новый водотрубный котел для сторожевых кораблей типа «Ураган», который явился в дальнейшем прототипом для всех котлов военных кораблей. Член технического совета Центрального бюро судостроения Гл.управления машиностроительной промышленности (1925 г.). В 1930 г. возглавил новое Бюро судовых движителей в «Опытовом бассейне» НИИ военного кораблестроения (НИВК), будущем ЦНИИ-45 им.Крылова. Переведен на работу в ЦКБ судостроительной промышленности (1938 г.). Он был выдающимся специалистом в области гребных винтов и проектировал их для всех боевых, транспортных, промысловых и иных судов, подводных лодок, строившихся до войны. Основатель инженерной и научной школы специалистов в области судовых движителей.
До ареста проживал: г.Ленинград, наб.Жореса, 18, кв.29.
По официальным данным был репрессирован в 1941 г. как немец, освобожден в 1943 г. и работал в конструкторских бюро судостроительной промышленности в 1943-1952 гг.
На самом деле был арестован в 1941 г. по известным «блокадным делам» (№ 555 и др.), когда в 1941-1942 гг. в Ленинграде было арестовано несколько сот ученых, профессоров и преподавателей ленинградских вузов по обвинению в оказании помощи фашистам. 23-25.04.1942 Военным Трибуналом войск НКВД ЛВО арестованные были приговорены к высшей мере наказания; постановлением ВС СССР от 28.05.1942 всем осужденным расстрел заменен 10 годами.
Э. Э. Папмель был арестован 8 июля 1941 г.и этапирован в тюрьму г.Минусинска. Приговорен Красноярским Крайсудом 25 ноября 1941 г. по статье 58-10 ч.1. к 10 годам заключения. В заключении на общих работах, в 1943 г. переведен в судостроительное ОКБ-340 (Зеленодольск), в декабре 1945 г. переведен в Ленинград в ОКБ-5, затем в ОКБ-172 (располагавшееся прямо в "Крестах"). Освобожден в 1951 г., умер в 1952 г.
Примечание:
ОКБ - особое конструкторских бюро ОГПУ-НКВД (в просторечии «шарашка»). ОКБ стали повсеместно создаваться после 15 мая 1930 г. на основе циркуляра, подписанного председателем ВСНХ В. Куйбышевым и зам. председателя ОГПУ Г. Ягодой. «ОТБ УНКВД Ленинградской области организовано в целях всемерного использования заключенных специалистов для выполнения специальных конструкторских работ оборонного значения».

Справку подготовил П. Корвенкюля. Последняя редакция: 25.01.2016 г.