Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Корвенкюля
Сообщения: 3166
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Добрый вечер.
По Ино ? Есть они, это ведь вокзал из Ино перевезли в Макслахти.
А пока дополнение к истории вокзала ст.Ваммелъйоки (Молодежное), который в 1923г. перевезли в пригород Хельсинки Пасила. Он использовался там до 1984г, а затем возникла необходимость в реконструкции станции Пасила.
Ранее это был тихий пригород, застроенный деревянными дачами, но в 1970е гг. все было снесено /прямо как у нас!/, построены каменные здания, и сюда переселилось порядка 5 тыс. новых жителей. Добрались и до станции, последнего деревянного здания в районе.
Ж/дор. власти потребовали снести или убрать здание в кратчайшие сроки, до осень 1984г. Общественность стала на защиту. В «цейтноте» несколько общественных организаций взяли на себя перемещение станции Ваммельйоки/Пасила на новое место. Приглашенные специалисты все лето 1984г. «отделяли дом от фундамента» и укрепляли конструкции. Нашли перевозчика с платформой большой грузоподъемности, которые обычно используются в корабельных доках. Ведь дом весил более 150 тонн. А на новом месте не торопясь стали устанавливать здание. Основная работа проходила зимой 1984/1985г. Морозы достигали -25, работали открытые нагреватели, и 25 февраля 1985г. случился пожар. Выгорели часть внутр. стен, пострадали 2 этаж и крыша.
Виновные были наказаны, здание восстановили, при реставрации использовали только аутентичные материалы из похожих строений. Открытие состоялось в сентябре 1986г.

Фото - уникальная перевозка станц.здания "целиком", и еще парочка в дополнение
Вложения
станция Ваммелъйоки (Молодежное) 2001.jpg
станция Ваммелъйоки (Молодежное) 2001.jpg (190.11 КБ) 2973 просмотра
вокзал ст.Пасила бывш. вокзал ст.Ваммелъйоки 1970е.jpg
вокзал ст.Пасила бывш. вокзал ст.Ваммелъйоки 1970е.jpg (107.43 КБ) 2973 просмотра
вокзал ст.Пасила бывш. вокзал ст.Ваммелъйоки перевозят на новое место 1984 г..jpg
вокзал ст.Пасила бывш. вокзал ст.Ваммелъйоки перевозят на новое место 1984 г..jpg (69.4 КБ) 2973 просмотра
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Корвенкюля писал(а):Добрый вечер.
По Ино ? Есть они, это ведь вокзал из Ино перевезли в Макслахти.
Развернутый ответ по Ино/Приветненскому:

Описание станции Ино/Приветненское не забыто. Для его опубликования в окончательном виде необходим выезд на место с осмотром площадки бывшего паровозного депо и отсъёмом необходимых фотографий (бывш. деповской площадки, высокой “военной” платформы и остатков насыпи подъездной ветки к сооружениям форта Ино). Планируется сделать всё это в летний период. Поэтому публикация намечена на 3-й квартал, если тому не помешают неожиданные обстоятельства.

Спасибо за фото перемещения вокзала Пасила!
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

abravo писал(а):
isl писал(а):Возник вопрос по истории Большой Приморки. Здесь
http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_b ... imorka.php
указано, что первые станции были открыты 1 сентября 1916 года. Это дата - по новому стилю? И нельзя ли узнать источник этой информации?
Ответ Д. Верёвкина:

"Информацию я брал из этой книги: Iltanen J. «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat». Affecto Finland Oy, Helsinki, 2009.
На мой взгляд, данному источнику можно верить. т.к. по сути – это наиболее полная на сегодняшний день энциклопедия ж.д. объектов Финляндии (в т.ч. и утраченных территорий).
Старый или новый стиль там употребляется, я не знаю. Думаю, что даты переписывались из архивных документов того времени без изменений. Так что, наверное, старый. Но в пояснениях об этом не сказано (или я невнимательно смотрел). При наличии времени почитаю ещё раз вступительную статью, может быть, там есть что-то на эту тему."
Д. Верёвкин прислал уточнение:

"В книге, из которой я брал сведения, все даты указаны по новому стилю. Почему я так решил? Во-первых, во вступительной статье нигде даже не упоминается о существовании старого и нового стиля. Во-вторых, дата открытия участка ж.д. Риихимяки – Петербург указана 11 сентября 1870 года, что совершенно точно соответствует новому стилю. Исходя из этого, считаю, что и все остальные даты даны по новому стилю."
isl
Сообщения: 1264
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение isl »

Спасибо. Собственно, вопрос возник в связи с нижеследующей заметкой, напечатанной в газете "Новое время", 3 (16) августа 1916 года

Еще о странной железной дороге.
(Письмо в редакцию).

Странная дорога - это все та же новая Финляндская железная дорога от Териок на Койвистово (Бьерке). Четвертая станция этой странной дороги, именуемая Местерярви, поставлена в особо странные условия. При станции нет ни заказанных к приходу поезда лошадей, ни извозчиков. Оказывается, что какое-то начальство запретило им подъезжать к станции, и экипажи ждут своих седоков на дороге, за забором, вдали от станции. Забравши сами багаж, часто непосильный, пассажиры с ропотом плетутся вдоль забора к воротам выезда. Наконец у цели. Остается только открыть ворота и сесть в экипаж. Оказывается здесь новое затруднение: ворота под замком, у ворот столб, на столбе доска, на доске объявление, под объявлением подпись: "Выборгский губернатор Фалер".

Объявление гласит, что, согласно ходатайству управления Финляндских железных дорог, имеющийся проезд закрыт и что всякое движение в полосе отчуждения железной дороги воспрещается под страхом штрафа в 3000 марок или 3 месяцев тюрьмы на основании постановления финляндского генерал-губернатора.

Дело серьезное. Но приходится пользоваться приемами незаконными, и явно противоречащими объявлению губернатора и постановлению генерал-губернатора. Публика, в том числе и дамы, перелезает через высокие ворота, всячески, конечно, порицая и виновных и неповинных в этом беспорядке. Тяжелый багаж перекатывается на другую сторону забора. Детям забавно подсмеиваться над строгими отцами и матерями, которые до того стыдили детей тем, что лазать через заборы невоспитанно и некрасиво. Крайне затруднительное положение оказалось для женщин, вынужденных на глазах публики проделывать опасную и нескромную гимнастику. Тяжелое же положение больных женщин ясно и не требует никаких описаний.

Тем редким пассажирам, которые правильно отказываются лазать через заборы, разрешается идти еще дальше к железнодорожному переезду, но уже по полотну, что возбраняется вообще и карается генерал-губернаторским постановлением.

Как же возможно публике, не нарушая постановлений законных властей, пользоваться законными средствами передвижения?

Управление дороги очень довольно всеми этими недоразумениями. Оно надеется этим путем добиться решения в свою пользу вопроса об устройстве за общественный счет соседней деревни - проезда к станции в желательном для управления месте. Управление уверено в своей безнаказанности за издевательство над публикой и за провокацию высшей власти в крае.

В подобном же положении оказывается публика и на станции Япила, переименованной в Пастакеанлина, под фамилию влиятельного и юркого землевладельца. Надежду на устройство за общественный счет дороги к этой бездорожной и болотистой станции питает не только управление дороги; оно выгодно и для местного частного владения, в силах чего и ради интересов которого при постройке этой железной дороги пренебрегли всеми прочими интересами, отказавши в устройстве станции у узла шоссейных дорог на 32 километра от Териок. Притом и остановка поездов у построенной все-таки затем платформы на этом 32 километре кем-то преднамеренно не допускается.

Желательно бы знать, что задерживает и когда будет допущена остановка на этой платформе.

Все странно на этой странной дороге. С одной стороны, поспешная предупредительность управления Финляндских дорог и экспедиции путей сообщения Финляндского Сената даже в пустом, казалось бы, вопросе переименования станции Япила в станцию Пастакеанлинна, а с другой стороны - пренебрежение интересами имперскими и общественными...

М. Я.

http://ristikivi.spb.ru/docs/rautatie-chronicles.html
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

В дополнение к обсуждению станционных построек в Сортавале. Оказывается, в Йоэнсуу, в музее Северной Карелии, есть макет Сортавалы 1939 года, аналогичный макету Выборга в музее Южной Карелии. Есть и сайт, аналогичный "виртуальному Выборгу".

http://virtualsortavala.jns.fi/results_ ... substring=
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

isl писал(а):Возник вопрос по истории Большой Приморки. Здесь
http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_b ... imorka.php
указано, что первые станции были открыты 1 сентября 1916 года. Это дата - по новому стилю? И нельзя ли узнать источник этой информации?
По поводу дат еще дополнение от Д. Верёвкина:

"Возможно, вопрос возник потому, что газета, где напечатана статья о недочётах в работе станции Местерьярви и др., вышла в августе 1916 года, а станции участка от Ино до Койвисто пущены в эксплуатацию, по официальным данным, 1 сентября того же 1916 года. Тут нет ничего удивительного. Мы ведь не знаем в деталях процедуру сдачи железных дорог в постоянную эксплуатацию в тот период. Возможно, что комиссия МПС открыла движение, затем бумаги неспешно двинулись из Петрограда в финский Сейм и там также неспешно были утверждены. Финны-то берут информацию из своих архивов. А там наверняка лежит бумага из Сейма, а это для них и есть правильная дата пуска. Кроме этого, линия строилась в военное время и, главным образом, для нужд обороны, поэтому наверняка не стали дожидаться окончания “бумажных” процедур и движение фактически открыли раньше. Наконец, тогда могла также существовать так наз. “временная эксплуатация” (она применяется и сейчас). Её смысл в том, что новая линия, на которой ещё не доведены до конца все завершающие работы, начинает пропускать поезда в “облегчённом режиме”, для этого существуют (в советское время и сейчас) специальные организации под названием “отдел временной эксплуатации” (ОВЭ) со штатом машинистов, движенцев и работников др. служб, своими локомотивами и т.д."
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Платформа Лебедевка (бывш. Хонканиеми/Honkaniemi) и утраченные остановочные пункты довоенного периода в пределах современного перегона Гаврилово – Верхне-Черкасово участка СПб - Выборг - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_v ... #lebedevka
isl
Сообщения: 1264
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение isl »

abravo писал(а):Платформа Лебедевка (бывш. Хонканиеми/Honkaniemi) и утраченные остановочные пункты довоенного периода в пределах современного перегона Гаврилово – Верхне-Черкасово участка СПб - Выборг - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_v ... #lebedevka
По поводу вот этого
Платформа стала называться Лебедевка, по фамилии Героя Советского Союза Николая Лебедева, погибшего недалеко от этих мест в 1944 году.
Недалеко - это все-таки, на мой взгляд, очень условно. Н. М. Лебедев погиб в Койвисто, он был командиром катера. В Приморске ему установлен памятник.
http://ristikivi.spb.ru/albums/koivisto-lebedev.html
Аватара пользователя
автодоктор
Сообщения: 2827
Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 5:14 am
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение автодоктор »

abravo писал(а):Платформа Лебедевка (бывш. Хонканиеми/Honkaniemi) и утраченные остановочные пункты довоенного периода в пределах современного перегона Гаврилово – Верхне-Черкасово участка СПб - Выборг - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_v ... #lebedevka
К настоящему времени никаких следов на местности от утраченных остановочных пунктов не сохранилось
Вроде сохранились. По крайней мере, я знаю 3 из них. Раухала-Восточный, Раухала и Лууринмяки. Все три располагались в местах пересечения финских дорог с ж.д. полотном. Они и сейчас есть. И остатки строений есть. Даже в Раухала-Восточный, где по описанию их нет. Две штуки. В остальных по одному. Не думаю, что кто-то построился в 10 метрах от полотна. О существовании Касвитарха я не знал, но думаю, что знаю, где он был. Там тоже дорога пересекает полотно. Про Пуолакка ничего не скажу. Не знаю.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

автодоктор писал(а):
К настоящему времени никаких следов на местности от утраченных остановочных пунктов не сохранилось
Вроде сохранились. По крайней мере, я знаю 3 из них. Раухала-Восточный, Раухала и Лууринмяки. Все три располагались в местах пересечения финских дорог с ж.д. полотном. Они и сейчас есть. И остатки строений есть. Даже в Раухала-Восточный, где по описанию их нет. Две штуки. В остальных по одному. Не думаю, что кто-то построился в 10 метрах от полотна. О существовании Касвитарха я не знал, но думаю, что знаю, где он был. Там тоже дорога пересекает полотно. Про Пуолакка ничего не скажу. Не знаю.
Сережа, а можешь сфотографировать при случае? Без всякой спешки, если будет возможность.
Аватара пользователя
автодоктор
Сообщения: 2827
Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 5:14 am
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение автодоктор »

Могу. Но без спешки. Эти объекты находятся несколько в стороне от моих ежедневных маршрутов. :) И не за один раз.
На днях отсканирую кусок советской военной карты 1944 года. Там Раухала и Лууринмяки Совершенно чётко локализованы. Остальных нет. Только сами названия. Видимо обозначали только платформы, а не остановочные пункты.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

автодоктор писал(а):Могу. Но без спешки. Эти объекты находятся несколько в стороне от моих ежедневных маршрутов. :) И не за один раз.
На днях отсканирую кусок советской военной карты 1944 года. Там Раухала и Лууринмяки Совершенно чётко локализованы. Остальных нет. Только сами названия. Видимо обозначали только платформы, а не остановочные пункты.
Спасибо!
Никакой спешки, некуда спешить.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

автодоктор писал(а): Вроде сохранились. По крайней мере, я знаю 3 из них. Раухала-Восточный, Раухала и Лууринмяки. Все три располагались в местах пересечения финских дорог с ж.д. полотном. Они и сейчас есть. И остатки строений есть. Даже в Раухала-Восточный, где по описанию их нет. Две штуки. В остальных по одному. Не думаю, что кто-то построился в 10 метрах от полотна. О существовании Касвитарха я не знал, но думаю, что знаю, где он был. Там тоже дорога пересекает полотно. Про Пуолакка ничего не скажу. Не знаю.
Комментарий Д. Верёвкина:

"О фундаментах вблизи ж.д. полотна могу сказать, что это могли быть: а) будки переездных сторожей, – раз имелись пересекающие автодороги, и б) дома путевых обходчиков. Их как раз-то и ставили у самой ж.д. линии. Как пример – дом у Чёрной речки между Песочной и Дибунами, дом на 18-м километре (Парголово-Левашово) у современного путепровода. Оба дома уже нежилые и разрушаются. Или вот, например, маленькая избушка у Зеленогорского путепровода, в полосе между Паровозной улицей и ж.д. линией, в районе первого вокзала, – тоже рядом с линией, до сих пор обитаема. Данные о наличии/отсутствии касс на платформах брались из финской литературы, а финны в этих вопросах редко ошибаются. Поскольку дом путевого обходчика или переездного сторожа не является прямой принадлежностью остановочного пункта (может быть и вне его), то и был сделан вывод, что следов не сохранилось.

Что касается варианта "обозначали только платформы, а не остановочные пункты". На советских/российских железных дорогах это – одно и то же (если речь не идёт о платформе как о инженерном сооружении). А вот в Финляндии между Laituri (платформа) и Pysäkki (остановочный пункт) разница огромная."
Аватара пользователя
автодоктор
Сообщения: 2827
Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 5:14 am
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение автодоктор »

Что касается варианта "обозначали только платформы, а не остановочные пункты". На советских/российских железных дорогах это – одно и то же (если речь не идёт о платформе как о инженерном сооружении). А вот в Финляндии между Laituri (платформа) и Pysäkki (остановочный пункт) разница огромная."
Карта инженерных войск. Раухала и Лууринмяки обозначены конкретными символами на полотне и написано "платф." Остальных нет. Может к тому времени и не было.
Полюстрово
Сообщения: 66
Зарегистрирован: Пт авг 09, 2013 3:29 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Полюстрово »

abravo писал(а): Комментарий Д. Верёвкина:

Что касается варианта "обозначали только платформы, а не остановочные пункты". На советских/российских железных дорогах это – одно и то же (если речь не идёт о платформе как о инженерном сооружении). А вот в Финляндии между Laituri (платформа) и Pysäkki (остановочный пункт) разница огромная."
Уважаемый Д.Верёвкин: можете объяснить какая разница в Финляндии между платформой и остановочным пунктом?
Ответить