Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Корвенкюля
Сообщения: 3166
Зарегистрирован: Чт окт 20, 2011 9:52 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Корвенкюля »

Osbourne писал(а):...А Андреевская не на Селезнёвке, а на Вилайоки (Великой): http://wikimapia.org/19460540/ru/Андреевская-ГЭС. Впрочем, на Селезнёвке была ещё одна плотина: http://wikimapia.org/29416295/ru/Остатки-плотины
Доброй ночи.
Действительно, не на Ракколанйоки(Селезневке). Эта фраза: "На реке Селезневка располагались ГЭС по 250 кВА – Яшинская, Андреевская, Калининская" отсюда. http://upld.lenenergo.ru/LEONID%20BULYChEV.pdf Ветеран видимо ошибся.
А в папке "Селезнево"-Юкспяя http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=33830 тоже какая-то "запруда".

Далее, полустанок Юкспяя, ныне платф.138км.
А здешняя ГЭС была построена на пороге Ланакоски, в советские времена ее отремонтировали и назвали Калининской ГЭС.
Вложения
пл.138км мост над Ланакоски (Калининской ГЭС).jpg
пл.138км мост над Ланакоски (Калининской ГЭС).jpg (94.23 КБ) 2176 просмотров
пл.138км остатки плотины Ланакоски (Калининской ГЭС).jpg
пл.138км остатки плотины Ланакоски (Калининской ГЭС).jpg (149.53 КБ) 2176 просмотров
пл.138км 2010е 2.jpg
пл.138км 2010е 2.jpg (149.38 КБ) 2176 просмотров
пл.138км 2010е 4.jpg
пл.138км 2010е 4.jpg (157.28 КБ) 2176 просмотров
пл.138км 2010е 1 новая.jpg
пл.138км 2010е 1 новая.jpg (159.15 КБ) 2176 просмотров
пл.138км 2006 старая 000977.jpg
пл.138км 2006 старая 000977.jpg (128.54 КБ) 2176 просмотров
Юкспяя полустанок 1920е.jpg
Юкспяя полустанок 1920е.jpg (30.68 КБ) 2176 просмотров
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

А в папке "Селезнево"-Юкспяя http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=33830 тоже какая-то "запруда".
Доброе утро.

Да, вероятно вот эта: http://wikimapia.org/30707122/ru/Пешеходный-мост

Возвращаясь к Нурми - на целлюлозную фабрику тоже было ответвление ж/д: http://koti.kapsi.fi/~timomeriluoto/KARTAT/Topografiset%20kartat/Venäl.%20topografinen%20kartta%201:50.000%20Nurmi%201932.jpg
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Несколько старых фотографий по железнодорожной тематике.

Вокзал станции Парголово, фото до 1917 г.

Изображение

Станция Лахта

Изображение

Станция Курорт

Изображение
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Статья С. В. Критского "Развитие Ленинградского железнодорожного узла и подходов к нему в период Советско-Финляндской войны и после её окончания (1939-1941 г.г.)" - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_articles.php?item=2
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Небольшое описание не сохранившейся платформы Канерва (между Келломяки/Комарово и Куоккала/Репино) - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_kellomaki.php#kanerva

На карте отмечена - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_map.p ... =4&item=10
autumn
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

То есть, получается, что платформа Канерва была на Морской стороне поселка Келломяки? В створе Куоккальской/Комсомольской, а не 7-й/Громыхалова на Лесной стороне. Может, поэтому, два участка, примыкающих к Канерве, по Куоккальской улице, остались не занятыми - они предназначались для обустройства платформы и здания для пассажиров? А чья тогда беседка на другой стороне - не Штробиндера ли, уч. 241?
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

autumn писал(а):То есть, получается, что платформа Канерва была на Морской стороне поселка Келломяки? В створе Куоккальской/Комсомольской, а не 7-й/Громыхалова на Лесной стороне. Может, поэтому, два участка, примыкающих к Канерве, по Куоккальской улице, остались не занятыми - они предназначались для обустройства платформы и здания для пассажиров? А чья тогда беседка на другой стороне - не Штробиндера ли, уч. 241?
Получается именно так. На карте платформа показана тоже на Морской стороне:

Изображение

Беседку видно, да. Или от 241 участка (Штробиндер), или от 243 (Лебедев).
autumn
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Вот, открытие: ) Как-то без карты думала, что Канерва была на Лесной, как и домик путевых обходчиков...
А вот еще вопросик: не переносили ли ж/д пути? Место, где была станция Келломяки, сейчас оказывается довольно далеко от современных путей. Тогда старые должны были быть проложены где-то между Зеленогорским шоссе и современными путями. Потому как Зел. шоссе получается частью Вокзальной улицы (за товарной станцией). И по старым фотографиям расстояние от железной дороги до Станционной на Лесной стороне довольно большое. А сейчас - наоборот: на Лесной стороне пути почти вплотную, а на Морской - на расстоянии от железной дороги.
Мне казалось, что пути проходят по старому месту, как сто лет назад. А получается, что сдвинуты к северу, к Лесной стороне?
Nikita
Сообщения: 623
Зарегистрирован: Ср дек 29, 2004 3:00 pm
Откуда: Петербург - Комарово
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Nikita »

Надо же, вокзал Канерва был на морской стороне посёлка...
Для меня тоже открытие.
Вы думаете, что футбол - это вопрос жизни и смерти? Вы ошибаетесь! Это гораздо важнее! (Б.Шенкли)
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

autumn писал(а):Вот, открытие: ) Как-то без карты думала, что Канерва была на Лесной, как и домик путевых обходчиков...
А вот еще вопросик: не переносили ли ж/д пути? Место, где была станция Келломяки, сейчас оказывается довольно далеко от современных путей. Тогда старые должны были быть проложены где-то между Зеленогорским шоссе и современными путями. Потому как Зел. шоссе получается частью Вокзальной улицы (за товарной станцией). И по старым фотографиям расстояние от железной дороги до Станционной на Лесной стороне довольно большое. А сейчас - наоборот: на Лесной стороне пути почти вплотную, а на Морской - на расстоянии от железной дороги.
Мне казалось, что пути проходят по старому месту, как сто лет назад. А получается, что сдвинуты к северу, к Лесной стороне?
Я, конечно, не специалист и надо бы дождаться комментария профессионалов. Но, как мне кажется, пути просто так не перенесешь, под ними же должна быть насыпь, причем довольно сложная по конструкции, такой многослойный бутерброд из песка и гравия.

Кроме того, на самих станциях, не считая остановочных пунктов без путевого развития, это самое путевое развитие как раз могло меняться со временем. Сейчас в Комарово никаких дополнительных путей нет. А до революции они были и в достаточном количестве, соответственно и станционные сооружения были от основных путей дальше.

Изображение

Схему путевого развития ст. Келломяки надо поискать, а вот по Куоккале она у нас есть, с сайта http://vaunut.org , это 1923 год. На этой схеме показаны Канерва, Куоккала, Оллила и Раяйоки:

Изображение

Кстати, если я правильно понимаю обозначения, то по этой схеме выходит, что на 1923 год платформ в Канерве было две.

А, вот, и Келломяки есть, вместе с Терийоками, из того же альбома схем 1923 года:

Изображение
autumn
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: Вт ноя 09, 2010 8:51 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение autumn »

Да, очень интересно, спасибо за схемы! Я ориентировалась на карту Владимирова, которая, видимо, в этом очень приблизительна.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

autumn писал(а):Да, очень интересно, спасибо за схемы! Я ориентировалась на карту Владимирова, которая, видимо, в этом очень приблизительна.
Д. Верёвкин дополнительно эту тему прокомментировал, обратите внимание, там есть момент, который я совсем упустил:

"1. Действительно, главные пути просто так не перенесёшь. Это очень сложно. К тому же, ни у финнов, ни у нас после войны в этом не было никакой необходимости. Поэтому главные пути – на старом, “дореволюционном” месте.

2. Также верно то, что на старой станции Келломяки было путевое развитие, хорошо заметное на представленной фотографии. Стало быть, и все станционные строения были дальше от осей главных путей. А сейчас маленький новый вокзальчик почти вплотную прижат ко 2-му главному пути. Вот и кажется, что “раньше было как-то не так”...

3. Здание для пассажиров в Канерва было с Морской стороны. Это вполне естественно: движение на ж.д. правопутное, и когда поезд прибывал из СПБ к своей платформе (на фото 1910-х г.г. она справа), пассажирам никакого вокзала было не нужно, они расходились-разъезжались по своим дачам. А вот назад в СПБ нужно было не опоздать на поезд, стало быть, прибыть на платформу заранее и скоротать остаток времени до поезда в зале ожидания. Ну, и билет заодно купить. Кстати, по такому же принципу строились послевоенные типовые вокзалы в Солнечном, Репино и Комарово. Все – на той стороне, откуда пассажиры уезжали в Ленинград.

4. Я написал в тексте описания “в створе улиц Громыхалова/Привокзальной” только лишь потому, что эти улицы выглядят как улицы, и на них есть указатели (во всяком случае, на ул. Громыхалова точно есть). А на другой стороне линии в этом месте уже не улицы, а просеки или дороги в лесу. О том, что на другой стороне линии есть ул. Комсомольская, не знает, наверное, никто, кроме историков и старожилов Комарово. Потому что, в настоящее время это не улица, а тупиковая просека через лесной массив. Поэтому, решил привязать точку бывшей платформы к более известному и узнаваемому в настоящее время объекту.

5. На финской карте платформа только одна из-за того, что финны, получив независимость и вытекающее из этого обстоятельства значительное уменьшение размеров движения по Терийокской линии, разобрали один главный путь на участках Раяйоки-Терийоки и Тюрисевя-Перкъярви. Об этом я писал во вступительной статье к описанию ж.д. линии “Зеленогорск-Выборг” - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_vyborg.php "
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Описание упраздненной ныне станции Куммунйоки ветки Выборг-Хийтола-Сортавала - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_h ... kummunjoki (на карте - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_map.p ... =2&item=36 )

Дополнено также описание предыдущей платформы Хуухканмяки - http://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_h ... uuhkanmaki
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Интересный и, к сожалению, утраченный объект. Каменная лестница в скальной выемке на 35 км 3-4 пк перегона Ханнила-Каменногорск. Фотографии А. Машинистова, июнь 2011 г.

Изображение

Общий вид этого участка на 2011 г.

Изображение

В период 2012-2014 г. на этом участке была переложена трасса перегона, проведены большие земляные работы, в том числе, – взрывные, когда убирали мешающие новой трассе гранитные массивы. Наверное, тогда же исчезла и эта лестница.
Сейчас этот участок со скальной выемкой выглядит так. Фотографии Д. Верёвкина, май 2014 г.

В сторону Выборга

Изображение

В сторону Каменногорска

Изображение
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4783
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Спасибо, действительно интересная лесенка. Только на снимках не ясно, где она была.
Ответить