Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Валентин
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 5:58 pm

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Валентин »

Уважаемые участники форума!
Надеюсь, кто-нибудь из вас сможет ответить на мой вопрос. Недавно на одном из сайтов я просмотрел фотографии (открытки) с видами Приморской ж.д. (Приморский вокзал - Курорт, Дюны). Видно, что поезда водили очень необычные локомотивы: совершенно не похожие на паровозы, скорее, на маленькие тепловозы. Но ведь тепловозов в те времена не было!
Что же это за тяга была такая интересная?
Спасибо.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Валентин писал(а):Уважаемые участники форума!
Надеюсь, кто-нибудь из вас сможет ответить на мой вопрос. Недавно на одном из сайтов я просмотрел фотографии (открытки) с видами Приморской ж.д. (Приморский вокзал - Курорт, Дюны). Видно, что поезда водили очень необычные локомотивы: совершенно не похожие на паровозы, скорее, на маленькие тепловозы. Но ведь тепловозов в те времена не было!
Что же это за тяга была такая интересная?
Спасибо.
Я так понимаю, что речь идет о локомотивах, которые видны на некоторых открытках, например, с нашего описания Приморской ж.д.:
http://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3 ... ost-03.jpg
http://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3 ... uny-02.jpg
http://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3 ... liv-01.jpg
http://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3 ... uny-03.jpg

На последней открытке хорошо видны клубы пара вокруг локомотива (действительно, маленькие, необычной формы), так что все-таки рискну предположить, что это были паровозы. Кроме того, в тексте читаем "Приморская железная дорога строилась по типу городского парового трамвая и предназначалась в основном для пригородного движения."
Валентин
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Ср апр 16, 2008 5:58 pm

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Валентин »

Благодарю за ответ!
Спасибо и за интереснейший материал (описание Приморской ж.д.)
Не могли бы Вы подсказать, как выйти на след бывшей ветки на ст. Дюны? В каком месте она разветвляется с ныне действующей? И как найти ст. Дюны, есть ли какие-то ориентиры, следы? Есть ли от нее выход к морю?
Еще хотелось бы узнать, осталось ли что-то на месте бывшей пл. Школьная - от санатория, например?
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Валентин писал(а):Благодарю за ответ!
Спасибо и за интереснейший материал (описание Приморской ж.д.)
Не могли бы Вы подсказать, как выйти на след бывшей ветки на ст. Дюны? В каком месте она разветвляется с ныне действующей? И как найти ст. Дюны, есть ли какие-то ориентиры, следы? Есть ли от нее выход к морю?
Еще хотелось бы узнать, осталось ли что-то на месте бывшей пл. Школьная - от санатория, например?
Я так не скажу, поскольку был там только один раз и то с другой целью, доты искали. Я думаю, что надо пройтись с описанием и картой в руках пройтись. Территория там не такая уж большая, места красивые. Хотя сейчас, возможно, часть территории и недоступна - какие-нибудь гольф-клубы и коттеджи...
Виктор Сергеевич
Сообщения: 464
Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 10:08 am

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Виктор Сергеевич »

А какая ширина колеи ?
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Виктор Сергеевич писал(а):А какая ширина колеи ?
Мне кажется, там была стандартная российская ширина колеи.
Виктор Сергеевич
Сообщения: 464
Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 10:08 am

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Виктор Сергеевич »

1524 мм ?
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Виктор Сергеевич писал(а):1524 мм ?
Да.
Но на всякий случай надо уточнить ширину колеи для этого небольшого участка в Дюнах, на 100% я не уверен.
Аватара пользователя
TOB. CYXOB
Сообщения: 4437
Зарегистрирован: Ср дек 31, 2003 3:59 am

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение TOB. CYXOB »

Вот - Россия.
Людей интересует расстояние до миллиметра, между рельсами... :wink:
Неприятность - это неправильно воспринятое приключение. Приключение - грамотно воспринятая неприятность /G.K. Chesterton/
Виктор Сергеевич
Сообщения: 464
Зарегистрирован: Чт мар 06, 2008 10:08 am

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Виктор Сергеевич »

Вы не поверите , но в 19. 20 , 21 веках ширина колеи в метро, на трамвае и на железной дороге в России и в Финляндии есть 1524 мм , за границей 1410 мм. На представленных снимках , если моторный вагон не российский , то может быть и электромотор или дизель , а если российский то вода и уголь ( может быть дрова). Паровые трамваи ходили в городах , но от них отказались по вопросу пожарной безопасности. Название "трамвай", получил из-за малого объема перевозок по сравнению с железнодорожным и использования подвижного состава , видно , что первый вагон - двухосный без стенок.
Eugene_eu
Сообщения: 76
Зарегистрирован: Чт июл 12, 2007 1:28 am
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Eugene_eu »

Валентин писал(а): Видно, что поезда водили очень необычные локомотивы: совершенно не похожие на паровозы, скорее, на маленькие тепловозы. Но ведь тепловозов в те времена не было!
Что же это за тяга была такая интересная?
Это капотированные провозы (локомотив зашит в такой металлический "ящик"). Кто производил - сейчас не припомню, но это легко уточнить: загляните в спраочник Ракова по локомотивам отечественных железных дорог.
Валентин писал(а): Не могли бы Вы подсказать, как выйти на след бывшей ветки на ст. Дюны? В каком месте она разветвляется с ныне действующей? И как найти ст. Дюны, есть ли какие-то ориентиры, следы? Есть ли от нее выход к морю?
Прошлым летом я ходил вдоль этой несуществующей ветки от платформы "Курорт" до места бывшей станции "Дюны". Пытливый взор обнаружит следы этой железной дороги (я нашёл сразу, но это у меня - профессиональное :wink: ). Трасса разобранной железной дороги хорошо прослеживается по аэрофотоснимкам.
На месте станции Дюны - ничего, лишь симпатичная полянка. На холме рядом замечен гранитный блок - вероятно, осколок фундамента Дюнской церкви. Но буду подробнее всё изучать грядущим летом: хорошо бы пару шурфов сделать, провести небольшое археологическое исследование.
Териоки - и никак иначе!
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Eugene_eu писал(а):
Валентин писал(а): Видно, что поезда водили очень необычные локомотивы: совершенно не похожие на паровозы, скорее, на маленькие тепловозы. Но ведь тепловозов в те времена не было!
Что же это за тяга была такая интересная?
Это капотированные провозы (локомотив зашит в такой металлический "ящик"). Кто производил - сейчас не припомню, но это легко уточнить: загляните в спраочник Ракова по локомотивам отечественных железных дорог.
Я про этот справочник сразу вспомнил - не могу найти его после полугодового ремонта :(
Eugene_eu
Сообщения: 76
Зарегистрирован: Чт июл 12, 2007 1:28 am
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Eugene_eu »

abravo писал(а): Я про этот справочник сразу вспомнил - не могу найти его после полугодового ремонта :(
Нашел эту книгу в сети (формат .djvu)

http://books.railroadsim.net/book/5/Rak ... _1955.djvu


Начиная со страницы 249 рассказывается о локомотивах, эксплуатировавшихся на линии Петербург-Сестрорецк, производства Коломенского, Путиловского заводов и шведского завода Мотал. Там же фотография и схема локомотива. Возможно, когда г-н администратор сайта найдет книгу, он отсканирует эти изображения ко всеобщей радости :wink:
Териоки - и никак иначе!
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Eugene_eu писал(а):
abravo писал(а): Я про этот справочник сразу вспомнил - не могу найти его после полугодового ремонта :(
Нашел эту книгу в сети (формат .djvu)

http://books.railroadsim.net/book/5/Rak ... _1955.djvu


Начиная со страницы 249 рассказывается о локомотивах, эксплуатировавшихся на линии Петербург-Сестрорецк, производства Коломенского, Путиловского заводов и шведского завода Мотал. Там же фотография и схема локомотива. Возможно, когда г-н администратор сайта найдет книгу, он отсканирует эти изображения ко всеобщей радости :wink:
Книжку Ракова нашел, отсканирую про эти паровозы и выложу.
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30540
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

Eugene_eu писал(а): Начиная со страницы 249 рассказывается о локомотивах, эксплуатировавшихся на линии Петербург-Сестрорецк, производства Коломенского, Путиловского заводов и шведского завода Мотал. Там же фотография и схема локомотива. Возможно, когда г-н администратор сайта найдет книгу, он отсканирует эти изображения ко всеобщей радости :wink:
Из книги Ракова. Картинки со стр.249:

Изображение

Основные размеры танк-паровоза заводского типа 45
Изображение

Текст, стр.249-250:

"Для обслуживания пригородных поездов ряд железных дорог дореволюционной России заказывали, начиная с 90-х годов XIX в., бестен­дерные паровозы, называвшиеся сначала тен­дер-паровозами, а затем танк-паровозами. Наи­большее число таких паровозов эксплуатирова­ли Петербурго-Сестрорецкая (переименован­ная затем в Приморскую), Московско-Казан­ская...

На линии Петербург — Сестрорецк, имев­шей свой вокзал в Петербурге (в районе нынеш­ней платформы Новая Деревня), эксплуатирова­лись танк-паровозы типа 0-2-0 Коломенского ма­шиностроительного завода, шведского завода Мотал и Путиловского завода.

Подвижной состав Петербурго-Сестрорецкой железной дороги (паровозы и вагоны) был оборудован низко расположенными буферами-сцепами трамвайного типа; колесные пары па­ровозов имели расстояние между внутренними гранями бандажей 1470 мм, а не 1440 мм, как у колесных пар магистральных локомотивов.

Коломенский завод построил для этой дороги 10 паровозов (заводской тип 45): в 1893 г. № 1 — 5 и в 1894 г. № 6 — 10 (рис. 3.74 и 3.75). Паровозы имели массу в рабочем состоянии 14,1 т (нагрузка от передней колесной пары 7,5 тс, от задней — 6,6 тс), два цилиндра диаметром 200 мм с ходом поршней 300 мм, колеса диаметром 710 мм, паро­распределительный механизм Броуна, котел с ис­паряющей поверхностью нагрева 13,0 м2, пло­щадью колосниковой решетки 0,3 м2, давлени­ем пара 1 2 кгс/см2, инжекторы Кертинга. Парово­зы отапливались коксом; объем ящика для топли­ва составлял 0,51 м3, для воды — 0,94 м3. Макси­мальная скорость паровоза была 35 км/ч. На кры­ше паровозов были установлены холодильники, имевшие внутреннюю поверхность 21 м2; отрабо­тавший пар охлаждался в них естественным пото­ком воздуха, возникавшим при движении парово­за. Конденсат стекал в бак объемом 0,35 м3, распо­ложенный под рамой паровоза.

...

Завод Мотал поставил Петербурго-Сестро-рецкой железной дороге в 1898 г. 6 паровозов типа 0-2-0 (№ 11 — 16), а в 1899 г. — еще 4 паро­воза, которые получили номера 7— 10, ранее присвоенные паровозам Коломенского завода, снятым к тому времени с эксплуатации на дороге одновременно с паровозом № 6. Этот номер получил паровоз № 16 завода Мотал.

В 1903 г. на дорогу поступили два паровоза типа 0-2-0 (№ 16 и 17), построенные Путиловским заводом. Этим же заводом в 1904 г. были постро­ены паровозы № 18 — 20 и в 1913 г. — № 21, 22, незначительно отличавшиеся от паровозов № 16 и 17; паровозы № 18 — 20 были отправлены на Кругобайкальскую железную дорогу, а № 21, 22 — на Петербурго-Сестрорецкую."
Ответить