Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 30523
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo »

По станции Возрождение (бывш. Кавантсаари), участок Выборг-Хийтола-Сортавала, в нашей фотогалерее, кроме выведенных в описание станции, добавлено ещё 37 фотографий, отснятых петербургским любителем истории железных дорог Алексеем Шоминым на её территории в начальный период реконструкции участка Выборг-Каменногорск.
Поскольку на первом этапе работ производились только отсыпка земляного полотна новой трассы двухпутного перегона Возрождение-Ханнила и переустройство северной горловины станции Возрождение, то остальная часть станционной территории к моменту съёмок (23-24 сентября 2009 года) ещё не подверглась изменениям. Все впоследствии снесённые здания оставались на своих местах, монтаж контактной сети не начинался, а на станционных путях можно было видеть подвижной состав, более характерный для начала 2000-х г.г., чем для настоящего времени.
Всё это, несомненно, повышает историческую значимость фотографий Алексея, - ведь сейчас территория станции Возрождение выглядит совершенно иначе. Ознакомиться с ними можно в альбоме "Станция Возрождение в начальный период реконструкции (2009 г.)" - http://terijoki.spb.ru/photos/index.php?/category/2706

Фотографии очень интересные, здесь, для затравки, одну покажу.
Станция Возрождение в начальный период реконструкции. Тепловоз ТЭМ2У-8219 с турным вагоном для обслуживающей бригады выдвигается на вновь уложенный участок пути перегона Возрождение-Ханнила. Справа на дальнем плане, в районе стрелочного поста №2, выполняет маневровые передвижения тепловоз 2М62У-0144. Фото: Алексей Шомин, 23.09.2009 г.

Изображение
Аватара пользователя
VPatrunov
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт янв 28, 2014 10:14 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение VPatrunov »

В 1872 г. вышел великолепно изданный “Альбом чертежей общего расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог”.

albom-chertezhei-sooruzhenii-rzhd-1872.jpg
albom-chertezhei-sooruzhenii-rzhd-1872.jpg (364.76 КБ) 3379 просмотров

Из предисловия автора-составителя И.И. Волгунова:

“Составители проектов, строители железных дорог и эксплоатирующие ими весьма часто для различных справок ощущают надобность в чертежах существующих уже зданий и различных сооружений наших железных дорог. Отсутствие у нас такого общего справочного сборника чертежей дало мне мысль собрать и скомбинировать их в один альбом, подразделенный для более удобного пользования им на четыре серии.
К первой серии отнесены нормальные профили полотна дорог, общее расположение путей на станциях и проч.
Ко второй серии пассажирские и паровозные здания, мастерские, казармы, жилые и сторожевые дома, резервуары, платформы и проч.
К третьей серии отнесены мосты и трубы.
К четвертой серии паровые машины, подвижной состав, поворотные круги и проч.

Альбом полностью можно посмотреть вот здесь - http://tehne.com/event/arhivsyachina/al ... dorog-1872

К сожалению, по нашей теме - Финляндской ж.д. в альбоме имеются всего лишь две страницы:

Пассажирское здание I кл. в С.-Петербурге
0_1d91d9_e78bfa68.jpg
0_1d91d9_e78bfa68.jpg (351.18 КБ) 3379 просмотров
Оригинал в высоком разрешении - http://tehne.com/assets/i/upload/librar ... 72-134.jpg

Пассажирское здание ІІ кл. и жилой дом
0_1d91da_bc55a50f.jpg
0_1d91da_bc55a50f.jpg (186.08 КБ) 3379 просмотров
Оригинал в высоком разрешении - http://tehne.com/assets/i/upload/librar ... 72-135.jpg
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Интересно. Здание Финляндского вокзала на схеме - без углового павильона. Значит, его позже пристраивали. По разным фотографиям получается где-то на рубеже 1900-х.
Аватара пользователя
VPatrunov
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт янв 28, 2014 10:14 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение VPatrunov »

Честно говоря, в этом альбоме приведены лишь проектные решения всех сооружений, а на практике мы зачастую видим отступления от первоначального проекта. Так, построенный в камне Финляндский вокзал не соответствовал полностью изображенному в альбоме, вот снимок фасада, сделанный в 1910-1920 гг.:
2lBszxg1qmA.jpg
2lBszxg1qmA.jpg (379.74 КБ) 3341 просмотр
Источник - vk.com/oldenspb
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

построенный в камне Финляндский вокзал не соответствовал полностью изображенному в альбоме
Да. В деталях не соответствовал. Но вот эта самая торцевая часть с правой стороны:

Изображение

Мне кажется, тут как раз еще не построен угловой павильон.

А вот он уже пристроен:

m9r21l6um62kv00iwa.jpg
m9r21l6um62kv00iwa.jpg (210.09 КБ) 3329 просмотров
Аватара пользователя
VPatrunov
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт янв 28, 2014 10:14 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение VPatrunov »

Я просмотрел всю имеющуюся у меня литературу по Финляндскому вокзалу, но нигде не нашел упоминания о том, когда же был построен угловой павильон. Вероятно, на той фотографии, где углового павильона еще не было, пути шли дальше, до самой Невы, где были сооружены причалы. А угловой павильон появился, по всей видимости, только после того, как пути на месте нынешней пл.Ленина пути были разобраны. Кстати, он был совсем невысокий, вот на этой фотографии 1950-х гг. его даже толком и не видно...
Вложения
0_7b4f2_5333d519.jpg
0_7b4f2_5333d519.jpg (462.97 КБ) 3251 просмотр
Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед »

А угловой павильон появился, по всей видимости, только после того, как пути на месте нынешней пл.Ленина пути были разобраны. Кстати, он был совсем невысокий, вот на этой фотографии 1950-х гг. его даже толком и не видно...
Я бы сказал, что его просто (уже?) нет :| Выходит, к этому времени его уже разобрали?
Гуня
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2016 1:51 pm
Защита от спама: Нет
Откуда: Нижняя Саксония

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Гуня »

Буквоед писал(а): Сб авг 26, 2017 11:27 am
А угловой павильон появился, по всей видимости, только после того, как пути на месте нынешней пл.Ленина пути были разобраны. Кстати, он был совсем невысокий, вот на этой фотографии 1950-х гг. его даже толком и не видно...
Я бы сказал, что его просто (уже?) нет :| Выходит, к этому времени его уже разобрали?
реконструкция 1960 года
Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед »

Гуня писал(а): Сб авг 26, 2017 1:06 pm
Буквоед писал(а): Сб авг 26, 2017 11:27 am
А угловой павильон появился, по всей видимости, только после того, как пути на месте нынешней пл.Ленина пути были разобраны. Кстати, он был совсем невысокий, вот на этой фотографии 1950-х гг. его даже толком и не видно...
Я бы сказал, что его просто (уже?) нет :| Выходит, к этому времени его уже разобрали?
реконструкция 1960 года
Реконструкция была закончена в 1960 г., включая строительство нового здания вокзала и станции метро. Памятник был передвинут раньше (я его помню на нынешнем месте году в 1955-57). На фото, вероятно, как раз это время. Но постройка вокзала ещё не начата.
Аватара пользователя
VPatrunov
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт янв 28, 2014 10:14 am
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение VPatrunov »

Буквоед писал(а): Сб авг 26, 2017 1:36 pm
Гуня писал(а): Сб авг 26, 2017 1:06 pm
Буквоед писал(а): Сб авг 26, 2017 11:27 am
Я бы сказал, что его просто (уже?) нет :| Выходит, к этому времени его уже разобрали?
реконструкция 1960 года
Реконструкция была закончена в 1960 г., включая строительство нового здания вокзала и станции метро. Памятник был передвинут раньше (я его помню на нынешнем месте году в 1955-57). На фото, вероятно, как раз это время. Но постройка вокзала ещё не начата.
Я тоже сперва подумал, что углового павильона на снимке нет, но потом решил, что он невысокий и его просто не видно из-за холма, на котором стоит памятник Ленину. Похоже, что слева от нижней части постамента все-таки просматривается крыша и верхняя часть павильона. У меня была мысль, что угловой павильон к моменту съемки уже разобрали для сооружения станции метро и нового здания вокзала, но на рассматриваемой фотографии совсем не видно забора и каких-либо строительных работ...
Гуня
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: Пн окт 03, 2016 1:51 pm
Защита от спама: Нет
Откуда: Нижняя Саксония

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Гуня »

Изображение

открытка 1957 года
Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед »

Гуня писал(а): Вс авг 27, 2017 12:35 pm Изображение

открытка 1957 года
Это год выпуска. Фото (вернее гравюра)выполнено ДО 1957 г., т.к. строительство наземного павильона метро началось именно в 1957 г., о чём свидетельствует заметка с фотографией из "Вечернего Ленинграда"
заметка 1957 г..JPG
заметка 1957 г..JPG (135.32 КБ) 3185 просмотров
И на гравюре, и на фото, сделанном до начала строительства хорошо видно, что углового павильона уже нет.
pl_lenina02.jpg
pl_lenina02.jpg (102.48 КБ) 3185 просмотров
Что касается высоты уголового павильона, её можно оценить по этому фото конца 1920-х гг
finvok01.jpg
finvok01.jpg (145.53 КБ) 3185 просмотров
Как видим, он всего на 1 этаж ниже бокового флигеля вокзала.
Возвращаясь к вопросу о дате появления углового павильона, можно привести фрагмент схемы 1913 г. На ней павильона ещё нет.
план 1913 г..jpg
план 1913 г..jpg (124.22 КБ) 3185 просмотров
(стрелка с надписью к нашему обсуждению отношения не имеет, картинка взята из аналогичной темы на aroundspb)
Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед »

А вот и архивное фото 1949 г. Памятник Ленину уже перенесён (в 1945-1946 гг). Здание, предназначавшееся для Выборгского универмага (позднее - НИТИ-18, "Авангард"), пока так и не достроено.
И - уже никакого углового павильона! Виден только торец правого флигеля вокзала.
площадь ленина 1949 г..jpg
площадь ленина 1949 г..jpg (59.77 КБ) 3184 просмотра
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Я понял теперь. Снесли не только угловой павильон, но и часть вокзала, состоявшую собственно из стены платформы и маленького помещения в конце, сократив при этом и платформу, если верить чертежу:

0_1d91d9_e78bfa68.jpg
0_1d91d9_e78bfa68.jpg (163.3 КБ) 3164 просмотра

Снесли вплоть до двухэтажной части:

2lBszxg1qmA.jpg
2lBszxg1qmA.jpg (205.15 КБ) 3164 просмотра
Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 4770
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne »

Буквоед писал(а): Вс авг 27, 2017 4:07 pmВозвращаясь к вопросу о дате появления углового павильона, можно привести фрагмент схемы 1913 г.
А вот финская схема 1909 года и на ней есть:

1909.jpg
1909.jpg (529.27 КБ) 3162 просмотра
:wink:
Ответить