Железные дороги Карельского перешейка

Обсуждение истории и краеведческих вопросов и материалов о Зеленогорске/Териоках и окружающей местности

Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar

Ответить
Kandid
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid » Сб июл 22, 2017 3:38 pm

abravo писал(а):
Сб ноя 29, 2008 9:45 pm
abravo писал(а):А знает ли кто-нибудь когда и с какой целью было построено железнодорожное ответвление в сторону Пухтулы сразу за Терийоками. Частично оно уже показано на карте 1909 года - http://terijoki.spb.ru/trk_showpic.php3 ... r_1909.jpg . А на финской карте 30-х годов оно уже доходит до Пухтуланмяки. То есть строили еще финны, зачем?
Сам себе частично отвечу. У Балашова написано:

"Холм [Пухтолова гора] был столь велик, что в начале XX века к нему построили железнодорожную ветку, по которой возили гравий от местного карьера".

И на карте как раз ветка заканчивается именно в карьере, если я правильно обозначения понимаю.

Но дополнительные сведения и комментарии все равно будут интересны.
В качестве дополнительных сведений на запрос уважаемого abravo,имею поделиться следующим:
кроме знаний от Е.А.Балашова о принадлежности этой ветки,есть легенда,что финны во время 2МВ здесь прятали свой бронепоезд.Возможно,это была трофейная ж/д артиллерийская установка большой мощности (одна из захваченных в августе 1941).Здесь же была оборудована ее позиция,и наличие в то время на Пухтола-горе наблюдательной вышки работает на эту версию.В советское время,до середины 60-х,это была закрытая территория.По бетонке от Рощино можно было доехать только до поворота на Ушково,здесь стоял шлагбаум со знаком "кирпич" и стационарный пост ГАИ.
В месте пересечения этой бетонки с Выборгским шоссе в Огоньках шлагбаум стоял до начала 90-х и были два поста :ГАИ и ВАИ.В конце же рассматриваемой ж/д ветки находился военный завод ЖБИ,изделиями которого выполнена сама бетонка,все пути и площадки на позициях северо-западного пояса ПВО,в частности в районе Ольшаники,именуемого в народе "Тайвань".
На участке этой ветки в районе Решетниково,между бетонкой и дорогой Зеленогорск-Рощино,было оборудовано два или три пути,на которых стояли законсервированные паровозы типа Э-788-81,и называлось это место "склад холодных паровозов на всякий случай".
Последний раз редактировалось Kandid Сб июл 22, 2017 4:19 pm, всего редактировалось 1 раз.
1 x

Kandid
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid » Сб июл 22, 2017 4:08 pm

Как можно видеть из схемы,предоставленной уважаемым alexsvar,железнодорожные пути выборгского направления на Карельском перешейке во время боевых действий были серьезно повреждены практически на всём протяжении.Красным помечены участки,требующие восстановления:
IMG_0237.JPG
Схема восстановления
IMG_0237.JPG (192.75 КБ) 835 просмотров
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 678
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед » Сб июл 22, 2017 10:40 pm

Kandid писал(а):
Сб июл 22, 2017 3:05 pm
Вот как выглядел фрагмент северного участка узкоколейки Сахакюля-Кивеннапа в районе Котселькя (Солодово)
Более качественная копия:
151079 (2).jpg
151079 (2).jpg (132.1 КБ) 817 просмотров
1 x

Kandid
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid » Вс июл 23, 2017 12:19 am

Буквоед писал(а):
Сб июл 22, 2017 10:40 pm
Kandid писал(а):
Сб июл 22, 2017 3:05 pm
Вот как выглядел фрагмент северного участка узкоколейки Сахакюля-Кивеннапа в районе Котселькя (Солодово)
Более качественная копия:
151079 (2).jpg
Уважаемый Буквоед,Ваша копия более качественная,спору нет.Но у моего варианта есть одно преимущество:это фото снабжено надписью,которая неоспоримо привязывает этот фрагмент узкоколейки к узлу обороны Куутерселькя,что дает основания полагать,что это холм в Котселькя.Ибо других похожих мест на участке линии ВТ от Сахакюля до Кивеннапа просто нет.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 914
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne » Вс июл 23, 2017 1:39 am

это холм в Котселькя
То есть это вид с Черной горы (Мустамяки)?
0 x

Аватара пользователя
Буквоед
Сообщения: 678
Зарегистрирован: Сб май 07, 2011 11:17 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Буквоед » Вс июл 23, 2017 10:49 am

Kandid писал(а):
Вс июл 23, 2017 12:19 am
Буквоед писал(а):
Сб июл 22, 2017 10:40 pm
Kandid писал(а):
Сб июл 22, 2017 3:05 pm
Вот как выглядел фрагмент северного участка узкоколейки Сахакюля-Кивеннапа в районе Котселькя (Солодово)
Более качественная копия:
151079 (2).jpg
Уважаемый Буквоед,Ваша копия более качественная,спору нет.Но у моего варианта есть одно преимущество:это фото снабжено надписью,которая неоспоримо привязывает этот фрагмент узкоколейки к узлу обороны Куутерселькя,что дает основания полагать,что это холм в Котселькя.Ибо других похожих мест на участке линии ВТ от Сахакюля до Кивеннапа просто нет.
Уважаемый Kandid, если вы откроете в архиве SA-kuva это фото (его номер 151079), то увидите под ним именно эту подпись с указанием на р-н Куутерселькя. По соседству есть ещё пара фотографий на ту же тему. :D
0 x

Kandid
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid » Вс июл 23, 2017 10:58 am

Буквоед писал(а):
Вс июл 23, 2017 10:49 am
Kandid писал(а):
Вс июл 23, 2017 12:19 am
Буквоед писал(а):
Сб июл 22, 2017 10:40 pm

Более качественная копия:
151079 (2).jpg
Уважаемый Буквоед,Ваша копия более качественная,спору нет.Но у моего варианта есть одно преимущество:это фото снабжено надписью,которая неоспоримо привязывает этот фрагмент узкоколейки к узлу обороны Куутерселькя,что дает основания полагать,что это холм в Котселькя.Ибо других похожих мест на участке линии ВТ от Сахакюля до Кивеннапа просто нет.
Уважаемый Kandid, если вы откроете в архиве SA-kuva это фото (его номер 151079), то увидите под ним ту же самую подпись с указанием на р-н Куутерселькя. По соседству есть ещё пара фотографий на ту же тему. :D
Да у меня и нет никаких сомнений,что это фото из архива SA-kuva.Виноват,что сначала не указал откуда взял.
Исправляю:из общедоступного фотоархива группы "Из Куутерселькя в Лебяжье.1944" в сети VK.
0 x

Kandid
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid » Вс июл 23, 2017 11:15 am

Osbourne писал(а):
Вс июл 23, 2017 1:39 am
это холм в Котселькя
То есть это вид с Черной горы (Мустамяки)?
Верно,гора Чёрная,отметка 93,8.Думаю,объектив фотографа направлен на юг,в сторону Куутерселькя.
В книге Е.А.Балашова приведена схема укрепузла линии ВТ в этом месте.Надо отметить,что узкоколейка имела здесь довольно сложную конфигурацию с закольцовкой,разъездами и тупиками.
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 914
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne » Пн июл 24, 2017 1:16 am

узкоколейка имела здесь довольно сложную конфигурацию с закольцовкой,разъездами и тупиками
А на местности там остались какие следы узкоколейки?
0 x

Аватара пользователя
Osbourne
Сообщения: 914
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 5:24 am
Откуда: Vanha Valkeasaari

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Osbourne » Пн июл 24, 2017 2:10 am

Kandid писал(а):
Вс июл 23, 2017 11:15 am
Osbourne писал(а):
Вс июл 23, 2017 1:39 am
То есть это вид с Черной горы (Мустамяки)?
Верно, гора Чёрная, отметка 93,8. Думаю, объектив фотографа направлен на юг, в сторону Куутерселькя.
В книге Е. А. Балашова приведена схема укрепузла линии ВТ в этом месте. Надо отметить,что узкоколейка имела здесь довольно сложную конфигурацию с закольцовкой, разъездами и тупиками.
А это вид снизу. Уклон 18 градусов:
Вложения
151075.jpg
151075.jpg (301.54 КБ) 782 просмотра
2 x

Kandid
Сообщения: 87
Зарегистрирован: Вт апр 25, 2017 11:15 pm
Защита от спама: Нет

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение Kandid » Пн июл 24, 2017 3:49 am

Osbourne писал(а):
Пн июл 24, 2017 1:16 am
узкоколейка имела здесь довольно сложную конфигурацию с закольцовкой,разъездами и тупиками
А на местности там остались какие следы узкоколейки?
Был в последний раз там очень давно,примерно лет 15 назад.Ни малейших следов ни от узкоколейки,ни от каких-либо укреплений.Признаться,был немало удивлён,когда сравнительно недавно увидел схему этого района в книге Балашова.
Вместе с тем,как я понял из общения с ним,значительная часть из запроектированных сооружений по всем узлам сопротивления линии ВТ не была построена,окончена строительством и не была вооружена,присутствовала только на бумаге.
В качестве примера:та часть полотна этой узкоколейки,которая отходила на север от ш.Рощино-Цвелодубово на 5-м км в 60-70-х была вполне себе проходима для автотранспорта и просматривалась на несколько сотен метров.Теперь же там в сапогах с велосипедом на шее надо продираться сквозь заросли,и то довольно затейливо.
1 x

isl
Сообщения: 900
Зарегистрирован: Пн ноя 15, 2010 9:55 pm
Защита от спама: Нет
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение isl » Сб июл 29, 2017 7:13 pm

Небольшое подношение сайту ко дню Зеленогорска:)

Нива, 1892, № 46.
Новая железная дорога на Иматру.

20 октября открылось пассажирское движение по новой железной дороге от Выборга на известный водопад Иматру. Дорога эта составляет часть железнодорожного пути из Выборга в город Иоенсуу, внутри Финляндии, протяжением в 340 верст и окончится постройкой через два года. Теперь, с открытием дороги, на водопад Иматру можно проехать всего в шесть часов времени. Выехав из Петербурга в 9 час. утра - в 4 часа пополудни уже можно быть на Иматре. Новая линия дороги проложена на 40 верст от Выборга до станции Антреа, а затем от этой станции специальная ветвь уклоняется к Иматре на 30 верст. Длина всего пути до Иматры, таким образом - 70 верст. Новоустроенная ветвь строителем ее, инженером Брандером, передана 18-го октября в ведение управления правительственных финляндских железных дорог. Эта новая железная дорога тянется по ровной, живописной местности. Своеобразная, суровая, но красивая природа Финляндии, с озерами и скалами, постепенно переходит в болотистые пространства по мере приближения к Ладожскому озеру. Но и на этой неблагодарной почве нередко встречаются хорошо обработанные участки земли.

Через реку Вуоксу перекинут длинный железнодорожный мост. С него открывается очень красивый вид на окружающую местность. На нашем рисунке мост занят необычайно длинным поездом. Этот поезд вез по новой дороге членов железнодорожного конгресса. Обыкновенные поезда гораздо короче.
Вложения
antrea.JPG
antrea.JPG (118.09 КБ) 728 просмотров
4 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 24723
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo » Сб июл 29, 2017 11:20 pm

isl писал(а):
Сб июл 29, 2017 7:13 pm
Небольшое подношение сайту ко дню Зеленогорска:)

Нива, 1892, № 46.
Новая железная дорога на Иматру.

20 октября открылось пассажирское движение по новой железной дороге от Выборга на известный водопад Иматру. Дорога эта составляет часть железнодорожного пути из Выборга в город Иоенсуу, внутри Финляндии, протяжением в 340 верст и окончится постройкой через два года. Теперь, с открытием дороги, на водопад Иматру можно проехать всего в шесть часов времени. Выехав из Петербурга в 9 час. утра - в 4 часа пополудни уже можно быть на Иматре. Новая линия дороги проложена на 40 верст от Выборга до станции Антреа, а затем от этой станции специальная ветвь уклоняется к Иматре на 30 верст. Длина всего пути до Иматры, таким образом - 70 верст. Новоустроенная ветвь строителем ее, инженером Брандером, передана 18-го октября в ведение управления правительственных финляндских железных дорог. Эта новая железная дорога тянется по ровной, живописной местности. Своеобразная, суровая, но красивая природа Финляндии, с озерами и скалами, постепенно переходит в болотистые пространства по мере приближения к Ладожскому озеру. Но и на этой неблагодарной почве нередко встречаются хорошо обработанные участки земли.

Через реку Вуоксу перекинут длинный железнодорожный мост. С него открывается очень красивый вид на окружающую местность. На нашем рисунке мост занят необычайно длинным поездом. Этот поезд вез по новой дороге членов железнодорожного конгресса. Обыкновенные поезда гораздо короче.
Илья, спасибо!
0 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 24723
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo » Пн июл 31, 2017 4:04 pm

Паровоз Су96-74 прибывает на станцию Кякисалми (в наст. время - Приозерск). Через протоку Вуоксы наведён временный мост, взамен разрушенного во время войны. Ж.д. путь в этом месте проложен с небольшим уклоном в сторону станции, а эффект "следования на подъём" получился, скорее всего, из-за ошибки в выборе ракурса при фотографировании или при печати оригинала.
Фотография 1945-46 г.г. из семейного архива Ольги Фёдоровой, автор фото неизвестен.

Изображение

Для сравнения фото Д. Верёвкина этого же места 2008 года. Ракурс немного не такой, но понять можно.

Изображение
1 x

Аватара пользователя
abravo
Site Admin
Сообщения: 24723
Зарегистрирован: Ср дек 24, 2003 12:35 pm
Откуда: Зеленогорск/Terijoki
Контактная информация:

Re: Железные дороги Карельского перешейка

Сообщение abravo » Ср авг 02, 2017 4:30 pm

Не краеведение, но, поскольку не все в "разговоры" заглядывают, может быть полезно.

Две дополнительные "Ласточки" вводятся с 8 августа 2017 г. по рабочим дням.
(спасибо mehanik-у за информацию)
Lastochka_08-08-2017.jpg
Lastochka_08-08-2017.jpg (273.72 КБ) 615 просмотров
0 x

Ответить